01

Бхагавад-Гита с Маллика-малой

Опубликовано: 27.06.2019

Арджуна спросил у Кришны как распознать человека, обладающего божественным сознанием.

И Кришна начал ему объяснять, Он сказал, что этот человек освобождает свой ум от всех желаний, которые берут начало в чувствах, он остается невозмутимым, терпя тройственные страдания. Избавился от привязанности, и страха, и гнева, не слишком радуется, когда случается что-то хорошее, не слишком злится, когда случается что-то дурное. И далее Кришна продолжает – «тот, кто подобен черепахе втягивающей голову и конечности в панцирь, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия, - обладает устойчивым, духовным разумом». Так, в этом стихе Кришна показывает, что же такое духовный разум.

Homo sapiens, человек разумный давно давно говорят и мы сейчас можем проверить – так ли это. Итак, устойчивый духовный разум – это способность отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия. В комментариях Шрила Прабхупада пишет – «совершенного йога, преданного или осознавшую себя душу можно определить по способности владеть чувствами, такой человек в отличие от подавляющего большинства людей в этом мире не является рабом чувств и не идет у них на поводу».
Так Кришна отвечает на вопрос о том, как ведет себя истинный йог. Чувства сравнивают с ядовитыми змеями, они стремятся действовать свободно, без каких либо ограничений, поэтому йог или преданный подобно укротителю змей должен обладать огромным могуществом, чтобы держать чувства в повиновении, он никогда не позволяет им действовать независимо от его воли.
В Шастрах дается много различных предписаний указывающих, что следует делать, а чего необходимо избегать. До тех пор, пока человек не научится следовать этим предписаниям, ограничивающим чувственные удовольствия, он не сможет обрести Сознание Кришны. В этой связи приводится замечательный пример с черепахой, черепаха в любой момент может спрятать конечности под панцирь, а потом, когда нужно, снова выставить их.
Так и человек, развивающий в себе Сознание Кришны, использует свои чувства только для того, чтобы служить Господу и отводит их от объектов чувств. Здесь Кришна велит Арджуне использовать свои чувства для служения Господу, а не для собственного наслаждения. Чувства, занятые служением Господу подобны конечностям черепахи, которые она держит под контролем. Согласитесь, удивительный стих?! Он идет в прямое противоречие с тем, что происходит в современном мире. Тенденция современного мира такова, всей современной цивилизации, что мы должны как можно больше удовлетворять свои чувства, снимаются все ограничения, это называют таким «замечательным» словом – толерантность.
Мы толерантны к однополым бракам, мы стали толерантны к тому, что человек может просто жениться на животном, кто-то заключает брак с дельфином, кто-то с собакой. Собак выгуливают, делают им маникюр, татуаж. Мужчине не возбраняется иметь любовницу, это считается даже круто. Всевозможные секс-шопы предлагают наперебой все, чтобы насладить чувства и это считается круто. Можно съесть что угодно, даже человеческое мясо стали предлагать. Все больше и больше человека склоняют к тому, чтобы он наслаждал свои чувства, распустил их окончательно. Зачем?
Затем, чтобы потерять свой разум. Из человека делают инвалида, двуногое животное, человеку предлагается съесть все, что он пожелает, а потом выпить много таблеток, чтобы переварить. Предполагаются различные гостевые браки, ведь действительно мужу и жене могут надоесть они, сколько можно трогать одно и то же тело, о сознании же здесь речь не идет и поэтому нужны другие тела. В Японии уже практически перестают жениться, потому что все больше и больше входят в обиход резиновые женщины, она слова поперек не скажет, и ты можешь любые формы изобрести, а она еще будет с подогревом. Чего только не придумали для того, чтобы насладить чувства.

Тот, кто наслаждает свои чувства без уему, фактически деградирует, он перестает быть человеком уже в этой форме жизни. Мудрецы говорят – «человеком ты родился, но Человеком с большой буквы тебе еще только предстоит стать». Человек от животных отличается разумом, но даже животные не ведут себя так, как человек. Здесь говорится, что тот, кто обладает устойчивым духовным разумом, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия.

Еще где-то внутри вшиты у нас законы Бога и мы понимаем, что нельзя пялиться на чужую жену, нельзя касаться чужих женщин. Но достаточно быстрым темпом все эти заповеди «не убий, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй» все это стирается. Та наука, которая говорит о возрождении сознания, ее признают сектой, тоталитарной сектой, пугают людей, потому что человек, вставший на этот путь, начинает идти путем разума – буддхи-йоги.
Посмотрите, какая большая разница между тем, что говорит Бхавагад-Гита и тем, что практикует современная цивилизация. Кришна продолжает, - «даже воздержавшись от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним, но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждения, и утверждается в духовном сознании». В комментариях Шрила Прабхупада пишет: «До тех пор, пока человек не достигнет духовного уровня, он не сможет полностью отказаться от чувственных удовольствий. Предписания Шастр, ограничивающие эти удовольствия, можно сравнить с диетой, налагающей ограничения на употребление тех или иных продуктов, однако нельзя сказать, что больному нравится подобное ограничение или что у него пропадает вкус к запрещенным блюдам. Подобно этому людям, лишенным высшего знания Шастры предписывают ограничивать деятельность своих чувств с помощью духовной практики, такой как аштанга-йога, состоящая из яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи. То есть это правила, предписания, различные позы, дыхательные упражнения, контроль чувств. Но тот, кто развил в себе Сознание Кришны, познал красоту Верховного Господа, утрачивает всякий интерес к безжизненным материальным объектам. Таким образом, предписания Шастр предназначены для не очень разумных людей стоящих в начале духовного пути. Они нужны лишь до тех пор, пока человек не почувствует истинный вкус Сознания Кришны. Тот, кто обрел Сознание Кришны, естественным образом теряет вкус к пустым мирским удовольствиям».

Красота Господа, Его сердце, Его способность откликаться, Его щедрость, Его великолепие, Его игры. Как только мы начинаем интересоваться Им и получаем отклик в сердце – сладость наполняет наше сердце, радость, и мы хотим идти к Нему на встречу. Мы хотим знакомить других людей с Ним и мы, естественным образом, просто не хотим пачкать свое сердце, предавать свою душу, просто наслаждая свои чувства, которые никогда не могут насытиться. Здесь Кришна продолжает рассказывать о том, кто же такой этот человек идущий путем Сознания Кришны.

Подумайте, пожалуйста, в каком бы мире вы хотели жить. В каком бы мире вы хотели, чтобы жили ваши дети?

Харе Кришна.