Джон Фэйворс

Рассказывая о себе, основатель Института Прикладных духовных технологий, Джон Фэйворс, часто говорил, что в нем одновременно мирно живут три личности.
«С западной точки зрения я — американский ученый, психолог, консультант; с южной — коронованный африканский царь; а с восточной — ведический гуру — учитель духовности, мудрости, и безусловной любви».

Бхакти Тиртха Свами родился 25 февраля 1950 года в большой семье афроамериканцев, живущих в бедном районе Кливленда. Тогда его звали Джон Эдвин Фейворс.

Вот что он пишет о своем детстве: «Я родился в многодетной религиозной семье и был самым младшим ребенком. Моя мать — благочестивая христианка и поэтому всегда пыталась помочь другим. Я не могу вспомнить ни одного дня, чтобы она не говорила о Боге. Мы были достаточно бедны, но я даже не замечал этого, потому что в семье никогда не было настроения нищих. Нас всегда учили сочувствовать другим, делиться и отдавать. Хотя мы были бедны, у нас в доме всегда царила атмосфера благополучия и достатка. Лишь подростком я понял, насколько тяжело наше финансовое состояние».

В юности Джон Фейворс сделал блестящую карьеру политика. Учась в Принстонском университете, одном из самых лучших и престижных в Америке, Фэйворс стал лидером движения Мартина Лютера Кинга за гражданскую свободу и оказался в первых рядах политических активистов университета. Он также возглавил «Ассоциацию чернокожих студентов» и исполнял обязанности президента студенческого совета.

“Я знаю, что такое нищета, поэтому хочу сделать что-то для себя и для других”

Джон Фэйворс решил, что если человека со склонностью к эксплуатации поместить даже в социалистическое общество, он все равно найдет способ, как эксплуатировать других. То, что действительно нужно каждому отдельному человеку, и всему человечеству в целом — это изменить сознание. 
«Я понял, что хотя многое зависит от политики государства, прежде всего, важно сознание людей. Мне стало ясно, что если я хочу изменить мир, нужно лечить не внешние проявления болезни, а ее причину. А корень болезни — сознание. Если изменится сознание, то изменится личность, а значит, и общество». 
Джон Фэйворс стал еще глубже изучать проблему сознания, природу человека, задумываться о цели существования, искать ответы на злободневные вопросы в духовной сфере бытия. Джон Фэйворс очень хотел постичь глубину духовности, он не был удовлетворен поверхностными истинами.
Он искал нечто очень возвышенное и глубокое. И однажды один из его гуру честно сказал ему: «То, о чем ты просишь, я не могу тебе дать, это слишком возвышенно. Единственная личность, которая может дать тебе это — это Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель и учитель Международного Движения Харе Кришна», – и затем он добавил: «Но, пожалуйста, не говори другим моим ученикам о том, что я тебе сказал». Так Джон встретил Шрилу Прабхупаду.

Секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы духовный учитель был доволен учеником. Такие отношения связывали Шрилу Прабхупаду с Бхакти Тиртхой Свами.

«Шрила Прабхупада последний раз приехал в Англию. В то время я был в Восточной Германии. Узнав, что Прабхупада в Англии, мы поехали повидать его. Когда он услышал, что я приехал, он сразу же послал за мной. Шрила Прабхупада был очень болен и едва ли мог передвигаться. Он сидел за столом, а я сел перед ним. Прабхупада знаком показал мне, чтобы я обошел стол, положил руку мне на голову и благословил. Он заплакал и сказал мне: «Твоя жизнь успешна!». Я встретил его еще на следующий день и после этого уже больше не видел никогда. Он уехал во Вриндаван и там оставил тело.»

В 1985 году Бхакти Тиртха Свами получил титул духовного учителя в Международном обществе сознания Кришны.

Долго работая для блага людей африканского континента и продолжая консультировать африканских лидеров с духовной точки зрения, он снискал великое уважение и доверие многих тысяч людей от простых крестьян до президентов стран. Бхакти Тиртха Свами за годы своей просветительской деятельности в Африке открыл множество приютов, больниц, клиник для наркозависимых людей, пунктов бесплатного питания, создал несколько сельскохозяйственных общин и духовных центров.

Он несколько раз встречался с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой, чтобы поделиться своим восприятием происходящего в современном мире и духовной стратегией достижения мира. Его самоотверженный труд был высоко оценен и в 1990 году он был коронован как Верховный вождь или царь народа Варри (около 2 млн. человек) в Нигерии в знак признательности за выдающуюся работу, проделанную в Африке и других континентах.

Когда Бхакти Тиртха Свами был на пике своей неописуемой карьеры сострадания, ему поставили смертельный диагноз — рак. За год (в 2004 году) до этого он молился своему духовному наставнику, Шриле Прабхупаде и Господу: «Если это необходимо, то позволь мне страдать для того, чтобы очистить путь для других обратно к Богу». И поэтому он принял этот диагноз как знак того, что Господь услышал его моолитвы. Он приняла неизбежность своей смерти как благословение.

Проявляя любовь и подлинное сострадание, он, в те дни, написал свою последнюю книгу из серии «Нищий», «Умереть до прихода смерти». Он хотел помочь всему миру, всем людям, которые будут неизбежно проходить через эту последнюю стадию своей жизни, он хотел поделиться своим опытом. И он прошел через все страдания в благодарном и молитвенном настроении. Будучи уже смертельно больным он продолжал давать семинары и лекции, выступать на радио и в телевизионных программах. До последней минуты своей жизни, несмотря на невыносимые боли, он давал наставления своим ученикам.

Джон Фэйворс оставил этот мир 27 июня 2005 года в окружении своих учеников, друзей и коллег.

“Я искренне влюблен во всех вас! 
Я влюблен, и даже больше, чем влюблен, во всех вас”

Е.С. Радханатх свами о Е.С. Бхакти Тиртха свами

Правила жизни от Бхакти Тиртха Свами

Бхакти Тиртха Свами просил своих учеников следовать определенным правилам.

«Я хотел бы, чтобы мои ученики осознали, что они подобны цветам, сплетенным в гирлянду, которую мы можем предложить Шриле Прабхупаде. Важен каждый цветок, потому что от него зависит красота и аромат гирлянды. Я бы хотел, чтобы мои ученики были ответственными и следовали двенадцати правилам. Четыре из них — это принципы, которым следуют все преданные; следующие четыре связаны с развитием общины, и еще четыре — дополнительные для моих учеников.

Четыре принципа построения общины:

  1. Относиться к людям так, как будто успех вашей духовной жизни зависит от качества общения с ними.
  2. Помнить человека, которого вы больше всего любите, и переносить эту любовь на всех окружающих.
  3. В конфликте считать виноватым прежде всего себя. Рассматривать конфликт как возможность для собственного роста и очищения.
  4. Относиться к людям так, чтобы в момент вашей смерти они захотели помочь вам помнить о Кришне.

Четыре дополнительных правила для учеников:

  1. Гармоничное соотношение материальной и духовной жизни.
  2. Крепкие взаимоотношения друг с другом и с учениками других духовных учителей.
  3. Строгое следование Шриле Прабхупаде, но не сектантство.
  4. Защита детей, женщин и стариков.

“Я предпочитаю взращивать лидеров и сильных людей, а не создавать армии вялых, незрелых последователей”